Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.



Простые химические фокусы для детей

Флаги стран

Простые химические фокусы для детейФокус прост. На листе белой бумаги наметьте слабыми карандашными линиями контуры и рисунок флагов: Польши (две продольные полосы) и Чехословакии (треугольник у основания и две продольные полосы). Приготовьте следующие растворы: одну мерку кислого железосинеродистого натрия в половине пробирки воды, одну мерку салицилата натрия в половине пробирки воды и, наконец, одну мерку соли Мора в половине пробирки воды.

Те участки флагов, которые должны быть синими, покройте первым раствором (кислого железосинеродистого натрия), поверхности, которые должны стать красными,— вторым раствором (салицилата натрия). Дайте бумаге хорошо просохнуть. Перед демонстрацией фокуса приколите листы к стене.

Окунув мягкую кисть или ватный тампон в раствор соли Мора, проведите ими по белой бумаге. Бесцветным раствором (можно объявить, что это вода) вы нарисуете цветные флаги.


Кувшин алхимика


Приготовьте непрозрачный кувшин (можно взять и стеклянную банку, оклеенную цветной бумагой с различными "тайными" символами) и пять стаканов. В кувшин налейте воду. В первый стакан поместите одну мерку карбоната натрия, в другой — три капли раствора фенолфталеина, а в третий — четыре мерки бисульфата натрия. Остальные два стакана нужны только для того, чтобы превращения выглядели более сложными. Добавьте во все стаканы по несколько капель воды, чтобы растворить химикалии. Запомните, в каком стакане растворен бисульфат натрия.

Покажите зрителям, что в вашем кувшине — обыкновенная вода (можете даже отпить немного). Наполните все стаканы водой из кувшина, затем вылейте их обратно в кувшин, кроме раствора бисульфата натрия. После нескольких "алхимических заклинаний" наполните пустые стаканы из кувшина жидкостью, которая стала кроваво-красной. Снова перелейте жидкость в кувшин, теперь уже вместе с раствором бисульфата натрия. Ещё несколько заклинаний — и можно разливать из кувшина в стаканы жидкость, снова превратившуюся в "воду".


Несгораемость или разоблачение тайн чёрной магии


Несгораемость заключается в том, что человек известными или неизвестными средствами приобретает возможность не только раскалённые угли, но и дымящееся железо брать в руки, водить им по лицу и обнаженным рукам; становиться на него голыми ногами, кипящее масло брать в рот и даже пить и другие подобные чудеса делать без видимого для себя вреда.

Так, например, летом 1828 года, в Тиволи испанец, по имени Мартинец, входил в печь, накалённую до того, что термометр одного из присутствующих пока­зав 140 градусов жары, разлетелся вдребезги. Он был тщательно одет в тёплые панталоны, два жилета и сверху в суконную шинель, подбитую мехом, так что он от жару в тепле хотел найти защиту. Когда Мартинец влез в печь, то взял с собою петуха, которого через некоторое время подал оттуда полуизжаренного и сожжённого.

При втором представлении Мартинец велел привязать себя на доску, боковые стены которой снабжены были восемью горящими свечами и в этом положении посадить в печь. После нескольких минут должны были его снова вытащить; когда его вынули из печи, то свечи растаяли, а Мартинец не потерпел ни малейшего вреда.

В 1829 году другой испанец, по фамилии Лионетто, в Париже, а позднее в Англии, Италии и Германии делал подобные и ещё большие доказательства несгораемости. Его опыты привели не только обыкновенную публику, но и физиков, и химиков в удивление и его нечувствительность к прикосновению горящих предметов казалось необъяснимою. Он брал раскалённые железные плиты на голову, раскалённым железом трогал себя за пятки и концы пальцев, пил кипящее масло, погружал руки в растопленный свинец и потом брал его на язык.

Такие точно опыты показывал Ян Хилинский на ярмарке Святой недели в Лейпциге в 1836 г.

В Неаполе, профессор Сементини и другие ученые химики пришли к следующим открытиям.

1) Если истолченный проскурняковый или алтейный корень смешать с чистым яичным белком и приготовить из него густую мазь, и этою мазью намазать ладонь руки и посыпать толчёными в порошок квасцами, то можно на порядочное время раскалённые уголья брать в руку безо всякого для руки вреда.

2) Такую же точно мазь приготавливают из яичного желтка, толчёного арабского гумми и храхмалу; если ею намазать руку и дать высохнуть, то можно раскалённые угли безвредно класть на руку.

3) Чтобы без вреда растопленный, кипящий свинец брать в руки, раскаленною полосою железа водить по языку и обнажённым рукам, употребляют следующее средство: полфунта мелко истолчённых в порошок квасцов, мешают с таким количеством серной кислоты, какого достаточно, а именно шесть лотов. Так как этот раствор безо всякой примеси стал бы сильно щипать кожу, то его кладут‘в два фунта воды. Если этим составом несколько раз помазать кожу или язык, дать высохнуть и потом присыпать жёсткого мыла, то можно безвредно руками брать огонь и делать те чудеса, о которых сказано выше.

4) Для того, чтобы ходить по растопленному свинцу, употребляют не чистое олово, но смесь металлов: из одной доли олова, одной свинца и двух висмута, а такая смесь становится жидкою уже при температуре кипя­щей воды, а потом жар её для кожи легко выносим, особенно при употреблении тех охраняющих кожу ма­зей, о которых мы говорили выше, а некоторые к тому же средства излагаем вслед за сим.

Приготовить воду, которою если вымыться, то можно брать раскалённые уголья, головешки и раскалённое железо, не делая себе ни малейшего вреда.

Вода эта делается из раствора полфунта квасцов, 2 фунтов воды и 66 2/3 гран купоросного масла. Эта вода делает безопасными даже волосы, одежду и другие горючие предметы на некоторое время от горения.


Странствующие листы


Лист бумаги с написанной на ней какой-нибудь фразой, положите в книгу и закройте, а другой-же чистый лист положите во вторую книгу, которую также захлопните. Когда через некоторое время раскроете обе книги, то в первой окажется чистый лист, а во вторую перешёл исписанный.

Секрет фокуса: Разведите крахмал водою приблизительно густоты сливок и влейте в эту смесь несколько капель тинктуры йода. Получится жидкость тёмного цвета, которою довольно легко писать на бумаге гусиным пером. Написанное почти моментально высыхает. Стоит только махнуть по написанному тряпкой и оно слетит до чиста в виде мелкой пыли.

Когда вы заложите лист написанный таким составом, то закрыв книгу переверните её так, кладя на стол, чтобы написанное было снизу. Открыв книгу, выньте лист не перевёртывая и, положив на стол, проведите как-бы небрежно по его поверхности. От этого движения весь состав соскочит и останется на скатерти, которая должна быть тёмного цвета.

На листе-же, вложенном во вторую книгу, напишите предварительно подобную-же фразу купоросным спиртом: она будет совершенно невидима. В этой-же книге положите лист белой пропускной бумаги, намоченной в воде. От действия влаги написанное выступит ясно-тёмными буквами. Открывая книгу, следует её держать так, чтобы не видно было пропуск­ной бумаги.


Искусственное окрашивание цветов


Сернистая кислота вследствие своих раскисляющих свойств, обесцвечивает большую часть цветов, в розе, например, роз, барвинков, фиалок и тому подобное. Этот опыт чрезвычайно хорошо удаётся с помощью изображенного здесь прибора. В маленьком фарфоровом тигле (чашечке) расплавляют серу, которая соединяясь с кислородом воздуха, воспламеняется и даёт серную кислоту; для лучшего действия сернистых паров, тигель покрывают тонкой, конической медной трубкой, причём узкий её конец обращается к испытуемым цветам.

Действие кислоты даёт себя знать немедленно; в несколько секунд розы, барвинки, фиалки, иван-да-марья и др. совершено белеют.

Приведем ещё один опыт: Налив в стакан обыкновенного эфира и, прибавив к нему 1/10 часть (по объёму) нашатырного спирта, погрузим в полученную смесь испытуемые цветы. Некоторые из цветов, имеющих в натуре фиолетовую или разовую окраску, принимают мгновенно ярко-зелёный цвет. Сюда относятся: розоватый журавленник или гераний, фиолетовый барвинок, лиловая ночная фиалка и ярутка, разовая и красная розы, магоновый левкой, тимиан, маленький синий колокольчик, дымянка, незабудка и гелиотроп. Другие же цветы, окраска которых не везде одинаковая, принимают от действия смеси аммиака с эфиром более или менее различные оттенки.

Верхний фиолетовый лепесток душистого горошка становится синим, тогда как нижий принимает бледно-зелёную окраску. Белые цветы обыкновенно желтеют. Таковы например: белый мак, полосатый жабрей, становящийся жёлтым и тёмно-фиолетовым; белая роза окрашивается в палевый цвет, белый водосборь, черно­корень, ромашка, душистый чубушник, маргаритка, картофель, ночная фиалка, каприфолий, цветы бобов, лабазник, наперстнянка и прочие. Все они в прикосновении с аммиякальным эфиром принимают тёмно жёлтый цвет. Белый жабрей становится жёлтым и тёмно-оранжевым.

У разового душистого горошка верхний лепесток превращается в голубой, а нижний – в зелёный весьма нежного оттенка; разовые герани или журавленнки делаются голубыми; в губастик аммиакальный эфир действует только на красные пятна, которые превращаются в коричнего-зелёный; красный жабрей принимает прелестный коричневый цвет с металлическим отливом; валериан приобретает сероватый оттенок, а красный мак становится тёмно фиолетовым.

На жёлтые цветы аммиакальный эфир не действует: Лютик, ноготки, желтофиль и так далее, будучи погружены в эту жидкость, сохраняют свою естественную окраску. Чтобы закончить эту главу, приведём описание одного фокуса, который приводит в изумление зрителей не смотря на свою несложность и простоту. Нужно взять совершенно прозрачный стакан, по­ крыть блюдечком и объявить, что, находясь на некотором расстоянии, можно заставить проникнуть в него дым от папиросы.

Что в действительности и исполнится: едва закурите папиросу, стакан, как бы по мановению волшебника, начнёт наполняться густым белым дымом. Это – очень лёгкий фокус. Пустите в стакан две-три капли соляной кислоты и смочите дно блюдечка, которым он накрыт, нашатырным спиртом – вот и все приготовления: обе жидкости образуют здесь два тонких слоя, совершенно незаметные для глаз, но вполне достаточные для появления химической реакции. Когда стакан будет накрыт блюдечком, в нём появятся белые пары нашатыря, весьма сходные по цвету с табачным дымом.

Скажем ещё несколько слов о столь известном каждому металле – железе, которое тоже может служить в некотором роде для фокусов.

Железо по своей распространенности и по своему значению в современной жизни – действительно представляет самый важный металл. Его ковкость, мягкость, плотность и дешевизна – делает железо незаменимым в некоторых областях техники и промышленности. Единственное неудобство – это сильное сродство железа к кислороду.

Всякому, вероятно известно, что от действия влажного воздух железо ржавеет, т.е. покрывается красноватым налётом. Этот налёт – продукт соединения железа с кислородом или окись железа, дающая красную краску, известную в общежитии под названием мумии. Еще энергичнее окисляется железо под влиянием жара. Если например, в пламя обыкновенной свечи, раздуваемой трубкой, сыпать понемногу железные опилки, то они, окисляясь от жара, раскаляются до бела и сверкают ослепительным светом.

Не менее интересен также следующий опыт. Раскалим до бела железный гвоздь, прикрепленный к проволоке, и станем быстро вращать его, подобно камню на верёвке. Мы увидим тогда, что от гвоздя во все стороны полетят тысячи блестящих искр. В сильно размельчённом виде железо загорается даже без всякого прокаливания, от одного только соприкосновения с воздухом.

простые