Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.


Сценарий праздника День рождения 5 лет

Занимательная химия и физика

Сценарий праздника День рождения 5 летПраздник проводился в честь дня рождения сына, хотелось устроить весёлый и познавательный вечер. Компания получилась небольшая, дети от 3 до 5, а ещё взрослые, которые, надо сказать, принимали не меньшее участие в опытах, больно уж тема интересная оказалась. Вообще, это не первый наш домашний праздник, у нас сложилась замечательная традиция устраивать детям интересные праздники. И думается, всё ещё впереди!

Занимательная химия и физикаСценарий праздника сложился спонтанно, началось всё с идеи - какие-то доступные детям опыты в домашних условиях, вспомнился известный "вулкан" с уроков химии, ну а потом, по мере поисков информации, оказалось, что это очень благодатная тема! Очень много интересного и доступного можно найти детям, главное, хотелось заложить в них мысль о том, что наука - это интересно. "Неудачных" опытов в ходе праздника не было, важным моментом оказалось достаточное количество реквизита (см. ниже). Телефоны мы сделали в подарок всем гостям. Вообще, на всех домашних праздниках вручаем презенты гостям, детям такие моменты важны.

Реквизит:

шапки-конфедератки (ватман обклеила старыми детскими журналами, потом сделала шапки, кисточки из ниток);
девочкам из белого ватмана с аппликацией из раскраски;
усы из аквагрима мальчишкам;
заготовки из цветной бумаги (нарисованный контур цветка), ножницы;
заранее сделанный бумажный телефон;
медали настоящих исследователей из цветной бумаги (вручаются по окончании праздника);
познавательный плакат "Научные чудеса": в центре две фигурки-волшебницы, с подписями "физика" и "химия", возле фигурок примеры: химия - мыло, листы бумаги в руке, бензозаправка, врач с лекарствами и прочее;
физика - дождь, снег, чайник кипит, ракета летит, машина едет и прочее.


Вступление


– Ребята, сегодня у нас с вами две очень интересные гостьи - науки физика и химия. Они интересные и разные, но очень дружат. Вы знаете, что такое наука? А какие науки вы знаете? (ответы детей) Давайте сегодня поближе познакомимся с этими науками. Кстати, вы с ними уже неплохо знакомы, но, наверное, раньше не обращали на это внимания. Например, когда вы мешаете сахар в чае, вы проводите настоящий химический опыт. А когда вы лепите снежки на улице или играете в мяч, вы проводите физические опыты. В общем, эти науки нас окружают повсюду. И сегодня у нас будет очень интересный вечер настоящих научных опытов - мы с вами точно узнаем, чем же занимаются науки физика и химия, и зачем они нужны.

– Чтобы показать, какие опыты вы будете делать в школе, когда подрастете, мы с вами сейчас проведём самый настоящий химический опыт. Называется он "колдовское зелье".


Опыт "Колдовское зелье"

Занимательная химия и физикаПодготовка.
Нужен уксус 9%, блёстки, сода и (желательно) пищевые красители (из пасхальных наборов).
Взять среднего размера прозрачную стеклянную посуду (банки, стаканы), минимум 250 мл. Желательно каждому ребёнку личную, так интереснее.
Банку поставить на тарелку, дальше добавлять по порядку: полбанки уксуса + (если есть) несколько капель пищевого красителя + блёстки + жидкость для посуды. Всё помешать металлической ложкой и в конце добавить 1-2 чайные ложки соды (соду добавляют сами дети, аккуратно).
Реакция: пойдёт очень густая разноцветная пена. У детей ассоциация - вулкан!

Почему? (здесь и далее сразу после опыта даётся объяснение)
Пена в банке - результат химической реакции. Когда уксус с содой смешиваются, образуется много пузырьков, заставляющих жидкость для посуды пениться.

– Чем занимается наука химия? Она из одних веществ создаёт совсем другие, новые. Благодаря ей, люди придумали много новых полезных вещей, например, мыло, зубная паста, крем; ещё разные вещества для техники, например, бензин для машин, и даже продукты делаются с помощью науки химии, например, сахар.

Хорошо, с химией познакомились, а теперь попробуем понять, что же делает наука физика? Сейчас зима, и скажите мне, что происходит с водой на улице, когда очень холодно? (ответ детей про лёд). Отлично, а теперь давайте выясним, что будет со льдом, если его опустить в холодную воду. Мы с вами будем делать ледовые кораблики.


ВОДА

Опыт "Кораблик изо льда"


Подготовка.

Заранее взять разные контейнеры из пластика. В середину каждого укрепить кусок пластилина и воткнуть обрезанную трубочку для коктейля (измерить по высоте, чтобы вместилась в морозилку). Окрасить воду гуашью (пищевыми красителями) и залить контейнеры на 2/3 водой. На ночь в морозилку.


С детьми вырезать треугольные паруса + наклейки, надеть на трубочки и отправить плавать в ванной. Можно заранее сделать паруса, а детям просто дать украсить наклейками (если опытов много, экономим время).

Почему?
Все дело в особых свойствах воды. Особенность льда в том, что вода, превращаясь в лёд, становится, что удивительно, легче обычной воды и всегда держится на поверхности, не тонет. А что будет, если мы опустим наши кораблики в горячую воду? (ответы детей) Молодцы!

– Обратите внимание: физика изучает разные явления природы и придумывает, как их можно полезно использовать.

Кораблики запустили, и вдруг мне вспомнился ещё один волшебный фокус с водой.

– Ребята, расскажите мне, как вырастают цветы? Когда появляется бутон у цветка, что с ним происходит потом? (ответ детей про распускание) Хорошо, а сейчас знаете что мы с вами сделаем? Мы заставим распуститься не живые цветы, а бумажные!


Опыт "Бумажные лилии"

Занимательная химия и физикаПодготовка.
Вырезать из квадрата цветной бумаги цветок из четырёх лепестков. Лепестки по очереди загнуть к центру цветка (лепестки "напополам" будут загибаться). Должен получиться квадратик. Аккуратно положить на воду, и лепестки постепенно раскроются.

Занимательная химия и физикаПочему? Бумага может впитывать воду. Под её тяжестью лепестки становятся тяжелее и цветы распускаются (капиллярная сила).

– Опыты с водой мы провели, впереди нас ждут опыты с воздухом, звуком и даже электричеством! Знаете ли вы, что воздух имеет удивительные свойства? Мы его не видим, и кажется, что даже не ощущаем, но на самом деле он очень сильный. Давайте в этом убедимся.


ВОЗДУХ

Опыт с воронкой


Подготовка.
Нужна плотная бумага, трубочка, фольга и клей.

1) Обвести на бумаге стакан и вырезать кружок. Сделать надрез до середины круга и сложить из круга конус (воронку). Закрепить скотчем края внутри и снаружи конуса. Украсить конус (наклейками из бумаги).
2) Внизу конуса сделать надрез и вставить трубочку, укоротить.
3) Нанести клей вокруг трубочки, затем опускать её, пока клей не заполнит отверстие в конусе.
4) Фольгу свернуть в шарик размером с вишню. Положить его в конус, и согнуть трубку. Подуть.

Почему?
Струя воздуха поднимет шарик. Благодаря давлению воздуха, шарик поднимается и опускается.


Опыт "Яйцо в бутылке"


Подготовка.
Сваренное и очищенное от скорлупы яйцо среднего размера и бутылка с довольно широким горлышком (лучше всего такая, в которые раньше молоко разливали, продаётся в супермаркетах сейчас). Смысл в том, что яйцо не должно быть сильно крупнее горлышка бутылки. Спички. Лучше заранее провести опыт без детей, потренироваться. Внимание! Бутылка внутри сухая, яйцо остывшее. В Яндексе можно увидеть опыт наглядно, а вообще опыту более 100 лет.

– А сейчас я хочу с вами немножко поспорить. У учёных научный спор называется диспутом. Давайте устроим диспут. Как вы думаете, возможно ли в такую стеклянную бутылку засунуть обычное варёное куриное яйцо, не разрезая и не портя его форму? (демонстрирую яйцо и бутылку) Дальше ставим яйцо в горлышко, пробуем аккуратно нажать на него, даже подуть - не пролезает!

Опыт.
Взять 4-5 спичек и поджечь их, кинуть стопкой в бутылку и сразу сверху положить яйцо на горлышко. Яйцо "всосётся" в бутылку.

Почему?
В прошлом опыте с воронкой вы видели, что воздух может выталкивать предметы. Но он ещё и прекрасно умеет их не только выталкивать, но и наоборот, вталкивать. Как вы только что и убедились. Когда вы будете учиться в школе, вы узнаете научное объяснение этого опыта. А пока вы можете приглашать гостей и показывать им с помощью родителей такой интересный фокус.


ЭЛЕКТРИЧЕСТВО


– Итак, с водой и воздухом мы поработали, теперь настал черёд электричества. Напоминаю вам, что электричество очень опасно, поэтому мы никогда без родителей не трогаем любые электрические приборы, розетки и так далее. Но сейчас мы с вами проведём очень весёлый и безопасный опыт.


"Рыбалка"


– Вы любите игру с пластиковыми рыбками, "Рыбалку"? Помните, как она обычно устроена? (ответы детей) Отлично! А сейчас мы с вами сыграем в похожую рыбалку, только для этого нам не нужен будет магнит и специальные приспособления. Рыбки у нас будут бумажные, а ловить мы будем их на... линейку!

Подготовка.
Вырезать разноцветных рыбок из бумаги, лучше помельче (3-5 см), взять пластиковую линейку и хорошенько потереть её о шерстяной свитер. Линейка будет "ловить" бумажных рыбок со стола. Ещё можно потереть линейку о свою голову...

Почему?
Потирая линейку о свитер, мы создаём самое настоящее электричество - оно называется статическое. Статическое электричество притягивает бумагу.

– Мы подошли с вами к последнему на сегодня и очень интересному разделу физики, изучающему звук, акустика по-научному.


ЗВУК


Все вы знаете об обычном телефоне, который работает с помощью электричества. Но оказывается, можно сделать ещё и домашний специальный телефон, который может сделать каждый ребёнок. Для этого нужны лишь бумажные стаканчики и верёвочка.


"Телефон"


Подготовка.
Бумажные (!) стаканчики и тонкая бечёвка. В центре стаканчика сделать отверстие, вставить кончик верёвки, завязать узелок. То же самое на другом конце. Далее встать на таком расстоянии, чтобы верёвка была натянута (для наглядности лучше подлиннее верёвку), и "телефон" заработает. Один говорит негромко, лучше одно слово для начала, второй слушает.

Почему?
Звук невидим, но на самом деле он имеет определенную силу, такую, как и воздух. Чтобы представить, на что похож звук, вспомните, как по речке катятся волны, так и тут, в воздухе нас окружают невидимые звуковые волны. И сейчас, когда мы общались с помощью нашего специального телефона, звуковая волна каталась по верёвочке туда и обратно.

– Физика также изучает звуки, и с её помощью и был придуман телефон и другая техника для переговоров.


Опыт с крахмалом

Занимательная химия и физикаИтоговый опыт со звуком, трудоёмкий, но очень эффектный (взрослые тоже впечатляются)! Обязательно потренируйтесь заранее, если решите проводить.

Подготовка.
Любой крахмал, грамм 300, вода, пищевая плёнка. И главное - динамик. Мы переворачивали "на спину" динамик от домашних колонок. Подобрать музыку с басами и настроить; если музыка через компьютер, басовое звучание.

Мешаем крахмал с водой, добавляем по чуть-чуть, до состояния, когда крахмал станет похож на "жидкий пластик", вы увидите. Минут пять суммарно готовится, главное - не перелить воду. Если воды много, то добавить ещё крахмала. Аккуратно уложить на динамик пищевую пленку, она не должна морщиться. Плёнка без дырок, естественно. Налить немного "пластика" в центр динамика и включить музыку.

Эффект.
Совершенно потрясающий: крахмал начнёт "танцевать", в момент басовых звучаний будут появляться вертикальные палочки-червячки и двигаться в такт музыке. Поэтому мелодия должна быть именно с басами и довольно длинная. Если эффекта не получается, значит, вещество слишком жидкое или, наоборот, густое. В Яндексе по запросу "Опыт с крахмалом и динамиком" можно посмотреть наглядно.

Почему?
И снова благодаря воздействию звука на вещество.


Заключение


– Итак, дорогие мои коллеги, мы с вами сегодня познакомились с двумя классными науками - химией и физикой. Давайте, как говорят учёные, подведём итоги.

Наука физика изучает разные природные явления (силу воздуха, воды, звуков и так далее) и придумывает, как это можно использовать. Благодаря физике, дома у нас есть свет и телефон, мы ездим на машинах, пользуемся компьютером и вообще можем полететь в космос на ракете.

Но без науки химии у нас всё равно мало бы что получилось. Химия придумывает, как из одних веществ создавать другие. Машины не смогут ездить без бензина, придуманного химией, ракеты не смогут летать без ракетного топлива, если мы заболеваем, то лечимся лекарствами, и так далее.

Поэтому эти науки очень дружат и изучать их в школе вы будете обе.

А сейчас я поздравляю вас с окончанием научных опытов и вручаю вам медали исследователей. По-здра-вля-ем!!!

Считаю вечер удавшимся. От себя рекомендую: если организовывать большее количество детей, лучше действовать с помощником, чтобы не было "провисания" между экспериментами. Например, один вырезает с детьми цветы, а другой в это время наливает воду в ванную, и прочее. Детям всё было очень интересно, хотя они подустали немного - всё-таки лучше насыщенные праздники организовывать утром, это тоже уже из своего опыта.

Занимательная химия и физикаНо главным хитом вечера остался всё же опыт с крахмалом - мама наших маленьких гостей потом дома детям выдавала крахмальную смесь в ванную и сама не могла оторваться! Как здорово, что благодаря нашим детям можно самим вспомнить то "детское" ощущение интереса ко всему окружающему, предметам и явлениям, которые нам, повзрослевшим, кажутся обыденными!

Всем хорошего настроения, и надеюсь, мой сценарий кому-то принесёт пользу и радость.


Автор сценария и фото Анна Маркина (г. Москва)